Нормативно-правовые документы
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Уголовный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями)
Раннее выявление социального неблагополучия в семьях
Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
* социально-экономические (низкий
материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные
условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
*медико-социальные (инвалидность
или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы
родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно — гигиеническими
нормами);
* социально-демографические (неполная,
многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с
несовершеннолетними и престарелыми родителями);
* социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;
* криминальные (алкоголизм,
наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых
членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).
Механизм выявления неблагополучных семей
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Происходит это следующим образом.
Ежегодно, в начале
учебного года, создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Выясняются
социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав
семей, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Во
взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей,
педагогов-специалистов) заполняются социологические карты дошкольников
всех возрастных групп. На основании полученных сведений в дошкольной
организации составляется социальный паспорт ДОУ. Данные из социального паспорта позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Ежегодно происходит
корректировка социального паспорта в связи с выпуском детей в школу и
набором новых воспитанников.
В работе с семьями
воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа,
анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей
с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией
обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми, и по
внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки
неблагополучия.
Задачей коллектива детского сада является
поддержание семьи социального риска, даже в самых сложных ситуациях, над
линией границы сохранности семьи, используя арсенал доступных
действенных средств.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.
Для этого ежегодно разрабатывается и реализуется план по организации работы по раннему выявлению детей из семей группы риска.
18.10.2024
Просмотров всего: , сегодня: