Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ЛОГОРИТМИКА

Структура образовательной программы
1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной программы (далее Программа) в группах общеразвивающей направленности
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы реализации Программы
1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел дополнительной общеобразовательной
программы Программы
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
2.3. Особенности образовательной деятельности и культурных практик
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.5. Организация взаимодействия с семьей
3. Организационный раздел Программы дополнительного образования в группах
Общеразвивающей направленности
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
3.1.1. Учебный план
3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы
3.3. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
3.5. Мониторинг

1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной программы
2. (далее - Программа) в группах общеразвивающей направленности
1.1. Пояснительная записка
Проблема развития и образования детей дошкольного возраста становится
особенно значимой. Значительно возросло количество детей младшего дошкольного
возраста, имеющих предпосылки для возникновения различных речевых нарушений.
Профилактика нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет
огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения
могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как
память, мышление, воображение, а также спровоцировать коммуникативные
сложности. Своевременная профилактика недостатков произношения поможет
предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед
специалистами, работающими с детьми младшего дошкольного возраста, стоит задача
поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных
возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников,
создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное
овладение навыками нормативного произношения.
Совпадение сенситивных периодов развития музыкально-ритмических, языковых и
двигательных способностей указывает на необходимость внедрения занятий
логопедической ритмикой в образовательный процесс младших дошкольников, как на
эффективную психолого-педагогическую технологию обучения и воспитания.
Рабочая программа по логопедической ритмике «Логоритмика»
имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует социальной
адаптации детей и представляет собой систему музыкально-двигательных,
речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в
целях логопедической коррекции.
Логопедическая ритмика обладает оздоровительно-коррекционным потенциалом и
мультисенсорными возможностями воздействия, необходимыми для успешного
развития младших дошкольников. Поэтому может быть использована как основнаятехнология
при организации пропедевтической работы с детьми 3-5 лет.
Логопедическая ритмика направлена на комплексную пропедевтику и коррекцию
сенсорных, психомоторных, речевых, коммуникативных нарушений у детей' младшего
дошкольного возраста.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая
способность. Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие
или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием
пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление
речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать
стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Новизна и уникальность программы «Логоритмика» заключается в создании
системы логоритмических занятий для младших дошкольников со структурой занятий,
отличной от традиционной.
Реализация Программы «Логоритмика» предполагает последовательное,
систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим
миром.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской
Федерации»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций"»;

приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»;
приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.
Программа рассчитана на детей младшего и среднего дошкольного возраста. Форма
занятий – групповая. Состав группы – постоянный в течение всего учебного года.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы: Профилактика и коррекция речевых и психомоторных нарушений
у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи Программы:
Создать условия для реализации образовательной деятельности с детьми четвертого
и пятого года жизни по логопедической ритмике;
Внедрить современные образовательные технологии, направленные на
профилактику и коррекцию речевых и психомоторных нарушений, развитие
творческих способностей детей.
1.1.2. Принципы и подходы реализации Программы
Программа построена на основе принципов, определенных в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение
(амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество взрослых и детей, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности.
В основе Программы системный, личностный, деятельностный и
культурологический подходы, в соответствии с которыми
Программа реализуется в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка;
- обеспечивается поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
-создаются условия для формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учитывается гендерная специфика развития детей дошкольного возраста.
Рабочая программа по логопедической ритмике базируется на основных
положениях программ и образовательных технологий Нищевой Н.В.., Ткаченко Т.А.,
Картушиной М.Ю., Железновой Е.В., Дедюхиной Г.В.
1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Возрастные особенности детей четвертого года жизни
Движения детей четвертого года жизни становятся более разнообразными икоординированными.
Они активно двигаются, часто упражняются в ходьбе, беге,
прыжках, ползании и лазании, катании, бросании и ловле предметов. Однако

большинство детей не в полной мере согласуют движений рук и ног в процессе ходьбы
и бега. Малыши часто опускают голову и плечи, смотрят себе под ноги, походка
остается еще тяжелой. В то же время ходьба становится более уверенной:
уменьшаются раскачивания и повороты плеч в сторону шага, свободнее становятся
движения рук. Малыши очень любят ходить и бегать врассыпную, по кругу, за
воспитателем, но их бег их еще неравномерен, движения рук не энергичны. Дети с
удовольствием подпрыгивают на месте, вверх, доставая предмет, подвешенный выше
поднятых рук, перепрыгивают из обруча в обруч; продвигаются вперед прыжками,
прыгают в длину с места и спрыгивают с небольшой высоты. При этом малыши
прыгают тяжело, на всю ступню и неуверенно спрыгивают с высоты (как правило, на
прямые ноги).
В самостоятельной деятельности широко используют разные виды ползания: на
четвереньках, опираясь на колени и ладони, ступни и ладони, колени и предплечья.
Движения ползания достаточно уверенные. Упражнения в бросании и ловле мяча,
предметов вдаль, в горизонтальную цель, друг другу становятся у детей все более
координированными. К четырем годам появляется подготовительная фаза движений
бросания: отведение руки вниз, назад и в сторону и т.д. Однако замах рукой еще
слабый, между замахом и броском отмечается длительная пауза. У малышей остается
неуверенность в бросании и ловле мяча и разных предметов: они напрягают руки и
плечи, сжимают крепко пальцы или, наоборот, широко их расставляют.
На четвертом году жизни у детей формируются элементарные навыки совместной
игровой и двигательной деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают
все больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и
ловле мяча, ползании и лазании. Обладая определенным запасом движений, дети еще
не способны заботиться о результатах своих действий, они поглощены самим
процессом. Наряду с этим движения детей постепенно приобретают все более
преднамеренный характер. Они уже способны выполнять различные движения по
своему усмотрению и по указанию воспитателя. Малыши начинают и заканчивают
движение в соответствии с музыкой или по сигналу, ритмично ходят и бегают под
музыку.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность.
Это объясняется тем, что накопленный ребенком двигательный опыт позволяет ему
управлять своими движениями, ориентируясь на образец. Формирование двигательных
навыков и умений продолжается на основе подражания действиям знакомых образов.
Дети более сознательно следят за показом движений педагога, стараясь выслушивать
все его пояснения. Сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако
основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий
животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной
деятельности людей («Кот и мыши», «Поезд», «Наседка и цыплята», «Автомобиль»,
«Лошадки» и др.).
Социальная ситуация развития характеризуется увеличивающейся
самостоятельностью ребенка, расширением его знакомства с окружающим миром.
Особое изменение претерпевает общение: ребенок пытается оказывать влияние на
взрослого. На смену деловому сотрудничеству раннего возраста приходит
познавательная форма общения, наступает возраст «почемучек». Общение с взрослым
постепенно приобретает внеситуативный характер. Главный мотив общения –
познание окружающего мира. Именно в этом общении с взрослым формируются
привычки и эталоны поведения ребенка. Взрослый по-прежнему – главный партнер по
общению, однако в этом возрасте начинает усложняться общение детей со
сверстниками: совместные действия начинают обсуждаться и согласовываться, но
ребенок пока легко меняет сверстников – партнеров по общению, не демонстрируя
привязанности к кому-либо из детей.

Среди познавательных процессов, наиболее развивающихся в этом возрасте,
выделяется память. Именно она во многом влияет на развитие всей познавательной
сферы ребенка на четвертом году жизни. Память пока непроизвольная, однако ребенок
легко запоминает новые слова, стихи и сказки, которые ему читают, склонен к
повторению – любит слушать одни тексты по нескольку раз. У большинства детей в
этот период доминирует зрительно-эмоциональная память, реже встречаются дети с
развитой слуховой памятью. Постепенно ребенок начинает повторять и осмысливать те
сюжеты, которые он услышал или увидел, появляются зачатки произвольности
запоминания.
Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер, к 4 годам
восприятие приобретает черты произвольности – ребенок способен целенаправленно
наблюдать, рассматривать, искать, хотя и недолгое время. Возраст 3-4 лет – это возраст
формирования сенсорных эталонов – представлений о форме, цвете, размере, однако
сенсорные эталоны пока остаются предметными, т.е. существуют в тесной связи с
предметом и не являются абстрактными.
Активно развивается речь ребенка. Благодаря развитию речи и общению с
взрослыми формируется мышление ребенка. До 3,5-4 лет ведущим является нагляднодейственное мышление, и в нем постепенно закладываются основы наглядно-образного
мышления. Это происходит благодаря отделению образа от предмета и
обозначению образа с помощью слова. Мышление ребенка эгоцентрично, он не
способен поставить себя на место другого, это своего рода внутренняя позиция,
которая к концу дошкольного возраста преодолевается в связи с взрослением.
Воображение развивается в тесной взаимосвязи с мышлением и является основой
появления наглядно-образного мышления. Внимание приобретает все большую
сосредоточенность и устойчивость. Ребенок начинает управлять своим вниманием и
пытается сознательно «направлять» его на предметы.
Эмоциональный мир ребенка этого возраста очень гибок и подвижен, его
благополучие зависит от ситуации и ближайшего окружения. Чем благоприятнее
окружение, чем лучше близкие понимают и принимают ребенка, тем лучше
складывается общая ситуация развития: ребенок положительно оценивает себя, у него
формируется адекватная самооценка и доверие к миру взрослых. В этот период могут
проявляться последствия кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, агрессивность.
Центральным механизмом развития личности в этот период остается подражание:
ребенок копирует поступки взрослых, еще не до конца осознавая их смысла. В 3 года
ребенок реагирует на оценку взрослыми своего поведения, ему приятны похвалы. Он
пока не может оценить поступок, а просто ориентируется на мнение взрослых и
испытывает эмоциональное удовлетворение от признания своих успехов. Однако уже к
3,5 годам дети могут достаточно адекватно чувствовать свои возможности: достигая
успехов в познании, получая поддержку, похвалу от взрослого, ребенок развивается как
личность. Появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся
самостоятельностью действий, постепенно возникает осознание самого себя. Развитие
самосознания связывается в этом возрасте с отделения себя от других, с появлением
позиции «Я» и положительного отношения к своему имени. Ребенку важно знать, что
он ценен, что его имя признается – так постепенно формируется базовая установка
самосознания: «Я – Миша (Маша) хороший (-ая)».
Особое внимание при работе с детьми четвертого года жизни следует обратить на
развитие самостоятельности. Не случайно любимым выражением ребенка этого
возраста становится «Я сам!». Важно поощрять желание ребенка проявлять
самостоятельность, поддерживать желание чтото выполнить, сделать без помощи
взрослого. Своим невмешательством взрослые показывают ребенку, что он уже может
сам справиться со многими задачами (соответствующими его возрасту).
На четвертом году жизни только начинает формироваться произвольность

поведения, деятельность ребенка носит еще неустойчивый характер. Произвольность
деятельности предполагает наличие умения удержать в сознании цель деятельности, планировать
процесс ее достижения. На устойчивость и результативность
деятельности большое влияние оказывает предложение детям значимого в их глазах
мотива деятельности (в этом возрасте дошкольников привлекает мотив сделать что-то
для себя, для своей игры). Мотив общественной пользы еще малоэффективен.
Происходит начало зарождения важнейшего волевого качества – целеустремленности.
Более четко это проявляется при постановке цели, слабее – при планировании и
реализации принятой цели.
При благоприятных условиях воспитания к четырем годам в основном происходит
усвоение звуковой системы языка (произношение звуков, становление элементарной
интонационной стороны речи – умения передать интонацию вопроса, просьбы,
восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все
части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные,
обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния.
Начинают активно употребляться прилагательные и местоимения. В этом возрасте еще
наблюдается неспособность к вычленению существенных признаков предмета,
несоответствие между овладением фонетической и содержательной сторонами речи.
Вместе с тем у ребенка активно формируются обобщающие функции слов.
Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется
множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных,
уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее времена глаголов,
повелительное наклонение.
В речи начинают появляться сложные формы предложений, состоящих из главных
и придаточных, отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через
союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и
сложными предложениями и подходят к составлению самостоятельных связных
высказываний описательного и повествовательного характеров.
Однако в этом возрасте дошкольники еще неверно произносят (или совсем не
произносят) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л, ль) звуки, некоторые звуки
пропускают. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима
работа над развитием артикуляционного аппарата, дикции, темпа, сила голоса.
Овладение основными грамматическими формами также имеет особенности. Далеко
не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. При построении
простых распространенных предложений они опускают отдельные члены
предложения.
Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Однако
они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка этого возраста
ситуативна(содержание высказывания может быть понято в конкретной ситуации), в ней
преобладает экспрессивное изложение.
Возрастные особенности детей пятого года жизни
У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят
преднамеренный и целеустремленный характер. Детям интересны наиболее сложные
движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и
точности выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных
движений, которые становятся более координированными. Достаточно хорошо
освоены разные виды ходьбы. У детей оформляется структура бега, отмечается
устойчивая фаза полета. Однако беговой шаг остается еще недостаточно равномерным,
скорость невысока, отталкивание не сильное, полет короткий. Дальность прыжка еще
ограничена слабостью мышц, связок, суставов ног, недостаточным умением
концентрировать свои усилия. При метании предмета еще недостаточно проявляется
слитность замаха и броска, но в результате развития координации движений и

глазомера дети приобретают способность регулировать направление полета и силу
броска.
Дети пытаются соблюдать определенные интервалы во время передвижения в
разных построениях, стараясь не отставать от впереди идущего, быть ведущим в
колонне, ориентироваться в пространстве. На пятом году жизни у детей возникает
большая потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее
двигательное воображение детей является одним из важных стимулов увеличения
двигательной активности за счет хорошо освоенных способов действий с
использованием разных пособий (под музыкальное сопровождение).
Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных
играх, которые позволяют формировать ответственность за выполнение правил и
достижение определенного результата. Дети берутся за выполнение любой
двигательной задачи, но часто не соразмеряют свои силы, не учитывают реальные
возможности. Для большинства детей 4-5 лет характерно недостаточно четкое и
правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью
волевых усилий по преодолению трудностей.
Внимание детей приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется
зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они уже способны различать разные
виды движений, представляют себе их смысл, назначение, овладевают умением
выделять наиболее существенные элементы, выполнять их в соответствии с образцом.
Это дает возможность педагогу приступать к процессу обучения техники основных видов
движений.
Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений ребенка
с миром взрослых людей, вхождением в мир социальных отношений. Развивается и
совершенствуется общение ребенка с взрослым, оно все более приобретает
личностные формы. Это проявляется в том, что ребенок
активно стремится к обсуждению своего поведения, а также поступков и действий
других людей (детей и взрослых) с точки зрения соблюдения ими нравственных норм.
Общение с взрослым приобретает внеситуативный характер – ребенок уже способен
обсуждать события, ситуации, которые не находятся непосредственно в его поле
зрения. По-прежнему, как и в возрасте 3-4 лет, главный мотив общения – познание
окружающего мира и осознание происходящего.
Совершенствуется общение со сверстниками: ребенок начинает предпочитать
сверстника взрослому партнеру по общению, выделять наиболее приятных, с его
позиции, сверстников, стремится общаться с ними. Сверстник рассматривается как
равное существо, как зеркало собственного познания и оценки при сравнении себя с
ним и противопоставлении себя ему. В детской группе появляется динамика: начинают
выделяться лидеры, звезды, аутсайдеры. Однако эти социальные роли пока только
осваиваются детьми, поэтому они неустойчивы и могут меняться, корректироваться
взрослым. Ребенок активно осваивает социальное пространство – применяет и
проверяет предложенные взрослым нормы в общении со сверстниками.
Память постепенно приобретает черты произвольности, причем произвольное
воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание. Сначала ребенок
осознает цель: припомнить какое-либо знакомое стихотворение или сюжет сказки. И
только позже он овладевает способностью запоминания. Запоминание и
воспроизведение в возрасте 4-5 лет происходит в естественных условиях развития
памяти и зависит от мотивации ребенка. Постепенно складывается долговременная
память, и основной ее механизм – связь запоминаемого с эмоциональными
переживаниями.
Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер: начинают
дифференцироваться перцептивные и эмоциональные процессы. Восприятие
становится все более осмысленным. Наблюдается новый уровень сенсорного развития

– совершенствуются различные виды ощущений, наглядных представлений,
повышается острота зрения и цветоразличение. Совершенствуется восприятие
сенсорных эталонов, ребенок овладевает перцептивными (обследовательскими)
действиями и вычленяет из числа объектов наиболее характерные свойства:
геометрические формы, цвета, размеры. Однако сенсорные эталоны, как и в возрасте 3-4 лет,
остаются предметными (существуют в тесной связи с предметом).
Наглядно-образное мышление в этом возрасте становится ведущим. Постепенно
начинает преодолеваться эгоцентризм детского мышления: ребенок способен понять
эмоциональное состояние другого человека и дифференцировать свои желания от
желаний окружающих людей, осваивает социально-приемлемые способы проявления
чувств.
Совершенствуется воображение ребенка. К 4-5 годам воображение становится
настолько развитым, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую
программу действий, постепенно заменить реальные предметы и ситуации
воображаемыми. Аффективное воображение развито так же, как и в 3-4 года, – ребенок
приписывает плохие качества в эмоционально некомфортной для него ситуации злым
сказочным героям, затем представляет ситуации, которые снимают угрозу с его «Я»,
активно фантазирует.
Внимание становится произвольным. В 4-5 лет ребенок, если его просить
проговаривать вслух то, что он держит в поле внимания, будет в состоянии его
удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении
привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально-значимых
действий (игры-головоломки, решение проблемных ситуаций, разгадывание загадок и
пр.).
Эмоциональная сфера становится более устойчивой. Негативизм, упрямство и
агрессивность могут проявляться в основном при неблагоприятных взаимоотношениях
с взрослыми или сверстниками.
Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок
ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми,
начинает формироваться самооценка. Ребенок 4-5 лет оценивает себя более
реалистично, чем в 3-х летнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с
ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка становится группа
сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают
«зеркалом»: сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах
практической деятельности, помогает «опредметить» собственные качества. В этом
возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важно,
что он с ней справился, и его похвалили, однако ему уже важен не одноразовый успех,
а устойчивость успехов – тогда формируется позитивное оценивание себя. Соотнося
свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать
свои возможности, формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция.
Ребенок начинает оценивать себя как хорошего или плохого мальчика (девочку).
В этом возрасте устанавливается иерархия мотивов, формируется произвольностьдеятельности и
поведения. Происходит зарождение важнейшего волевого качества –
целеустремленности, причем у детей 5-го года жизни индивидуальная
целеустремленность начинает приобретать общественную направленность.
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение
связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в
формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования,
наступает период словесного творчества. Активный словарь обогащается словами,
обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут
определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка, в
него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и

близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют
обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники
средней группы осваивают разные типы высказывания – описание, повествование и
элементарное рассуждение. Речь детей становится более связной и последовательной;
совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура
предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для
развития связной речи.
Особенностью речевого развития детей данного возраста является стремление к
словообразованию. Оно появляется в результате творческого освоения богатств
родного языка и называется словотворчеством. Ребенок, еще не до конца владеющий
способами словообразования, пытается самостоятельно сконструировать новые слова
на основе освоенных морфологических элементов языка (молоток-колоток, открытказакрытка и т.п.). Детское словотворчество является ярким проявлением начала
процесса формирования правил и языковых обобщений.
Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети
правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита
интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических
правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе,
употреблении родительного падежа множественного числа). Речь детей средней
группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на
смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова для многих
затруднительно. Большинство детей не владеет в достаточной степени умением
строить описание и повествование, затрудняется в построении рассказов-рассуждений.
Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между
собой предложения и части высказывания.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения Программы ребенок:
еет расширенный и активизированный словарь по изученным лексическим
темам;
передавая заданный характер, образ;
т плавную и интонационно выразительную речь, правильное речевое и
физиологическое дыхание;
дыхательные и пальчиковые упражнения, психогимнастические этюды на
напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;
перестраивается в колонны и шеренги, выполняет различные виды ходьбы и бега;
быстро реагирует на смену движений.
2. Содержательный раздел дополнительной образовательной программы Программы
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка
Образовательный процесс строится на основе комплексно-тематического
принципа с учетом ведущей деятельности. Решение программных задач
осуществляется в различных формах совместной деятельности взрослых и детей, а
также в самостоятельной деятельности детей.
Образовательная деятельность реализуется в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Приоритетными образовательными областями являются:
«Речевое развитие»
Владение речью как средством общения:
ситуацией, связывать их по смыслу;
Развитие связной диалогической и монологической речи:
й к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и
понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ;
просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);
побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов и
построению связных монологических высказываний повествовательного и
описательного типов;
вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему и структуру
повествования: зачин, средняя часть, концовка.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:
ние;
– согласные звуки», «твердые-мягкие
согласные звуки».
структурой слова;
речи, силу голоса);
при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке
ударения при произнесении слов.
-эстетическое развитие»
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного и музыкального) и мира природы:
произведений искусства;
признанному делу;
восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное
восприятие, так и на мышление.
Становление эстетического отношения к окружающему миру:
бность в постоянном общении с произведениями искусства;
пластики движений, выразительности слова;
произведений искусства и природы.
Формирование элементарных представлений о видах искусства:

(лирика,рассказ), фольклоре (сказки, потешки и др.),музыкальном искусстве (песня,
танец, марш)театральном;
произведениями писателей-носителей национального языка или писателей –
жителей конкретного региона;
красотой движений, образностью и богатством русского языка.
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений:
эмоциональной отзывчивости на них;
ного вкуса;
силой человеческого духа, героизмом, отношением к родителям, природе и др.;
произведениям искусства.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;
эстетических видах деятельности;
эмоционально-эстетическую трактовку образов;
импровизациям в различных видах искусства;
мимику и др.
«Физическое развитие»
Обогащение опыта двигательной активности, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук.
Развитие координации движений, чувства равновесия, ориентировки в
пространстве, скоростной реакцию, силы и гибкости. Выполнение основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) и их развитие во
время игровой активности детей.
Содержание непосредственно образовательной деятельности по логоритмике
НОД по логоритмике включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше
владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с
нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают
артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда).
Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения
навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное
звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет
мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и

правильное распределение выдоха. На НОД по логоритмике совместно с логопедом
ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной
систем.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные
качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти
упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На
НОД используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, развивающие не только
голосовые связки, но и певческие навыки
дошкольников.
ие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность
быстро реагировать на смену деятельности.
звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое,
ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический
слух и слуховое внимание.
без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игрыдиалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные
песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому
запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе
слов, фраз.
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат
ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих
способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на
формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса,
артикуляции, дыхания.
пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую
моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
Пальчиковые игры и сказки, как и на НОД по музыкальному воспитанию,
проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание
несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а
также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение
музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на
занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных
инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек,
наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из
деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках»
из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут

быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают
мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность
и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это
укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее
управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ,
обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке
его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают
к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова
и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений.
Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности,
побуждают детей выполнять правила игры.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Коррекционно-развивающий логоритмический комплекс включает следующие
компоненты: музицирование, речедвигательные игры и упражнения, танцевальноритмические упражнения, эмоционально-коммуникативный тренинг.
Реализация коррекционно-развивающих задач музицирования (вокального,
инструментального), танцевально-ритмических упражнений (игрогимнастики,
игроритмики) направлены на обеспечение развития ритмического, тембрового,
звуковысотного, динамического слуха, слухо-пространственного гнозиса,
зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, координированности,
переключаемости микро- и макродвижений младших дошкольников.
Речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг,
речевые игры, ролевые стихи, пальчиковая гимнастика) спсособствуют расширению
и активизации словарного запаса воспитанников, уточнению значений и
правильности употребления значений грамматических форм слов, развитию
просодики, формированию артикуляционной базы звуков. Вокальное
музицирование стимулирует удлинение речевого выдоха, модулированность голоса,
общую внятность речи.
Эмоционально-коммуникативный тренинг (релаксационные упражнения,
коммуникативные игры) расширяет опыт эмоционального реагирования воспитанников,
развивает эмпатию и активное использованию доступных средств
вербального общения. Многообразие игровых заданий мультисенсорной
направленности обеспечивает закрепление приобретенных коммуникативных
умений.
Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная
ценность использования игровой деятельности как средства коррекции и развития,
заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения –
базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком
действительности.
Программа реализуется с учетом как общих дидактические принципов:
активности, наглядности, поэтапного повышения требований, индивидуального
подхода к каждому ребенку, так и специфических принципов: связь логопедической
ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительную
направленность, на связь с основными компонентами музыкальной деятельности, с
учетом механизмов и структуры речевого нарушения.
Образовательная деятельность по реализации Программы «Логоритмика»
реализуется в следующих видах деятельности:
игровая деятельность;
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
познавательно-исследовательская (восприятие художественной литературы,);

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, игры на детских музыкальных инструментах, участие в спектаклях).
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик.
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется
целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого
вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым
для её осуществления. Основной единицей образовательного процесса выступает
образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и
детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью
решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и
включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном
тематическом содержании. Образовательные ситуации используются в процессе
непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными
задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в
разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме,
развитие способности рассуждать и делать выводы.
Включение образовательных ситуаций в образовательную деятельность:
в режимных моментах они направлены на закрепление имеющихся у детей
знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком
активности, самостоятельности и творчества;
непосредственно образовательная деятельность основана на организации
педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования;
игровая деятельность выступает в качестве основы для интеграции всех других
видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах
детского сада игровая деятельность является основой решения всех
образовательных задач.
игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных
формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные
игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки,
игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно
связано с содержанием непосредственно организованной образовательной
деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр
и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах;
коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с
развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи,
освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к
обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно
организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но
при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской
деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других
видах деятельности;
познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое
познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального
мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и
взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного
поведения, освоение средств и способов познания (моделирования,
экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей;
восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс
слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы,

направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия
литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение
может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки)
воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи;
музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий и
совместной творческой деятельности музыкального руководителя и детей, которые
проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально
оборудованном помещении;
двигательная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий и
занятий физической культурой, требования, к проведению которых согласуются
дошкольным учреждением с положениями действующего СанПин.
Культурные практики, ориентированные на проявление детьми
самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных
практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена
и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных
практик носит преимущественно подгрупповой характер:
совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая,
режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых
умений, необходимых для организации самостоятельной игры;
ситуации общения и накопления положительного социально
эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе
жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой
они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реальнопрактического характера (оказание помощи малышам, старшим), условновербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных
произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального
характера педагог обогащает представления детей об опыте разрешения тех или
иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание
разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети
приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям,
принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы
украшаем детский сад к празднику» и пр.);
музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) –
форма организации художественно-творческой деятельности детей,
предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений,
творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и
детей на литературном или музыкальном материале.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности
детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,
сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим
источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме
самостоятельной инициативной деятельности:
самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
развивающие и логические игры;
музыкальные игры и импровизации;
речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
самостоятельная деятельность в книжном уголке;
самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору
детей;

самостоятельные опыты и эксперименты «От удивления и любопытства к
любознательности и стойкому интересу».
2.5. Организация взаимодействия с семьей
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной
из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является
«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности
ребенка».
Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в
совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия
всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей.
Задачи:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Главная цель – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не
подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее
воспитательных функций:
потребностей ребенка;
меняющихся ситуациях воспитания детей;
семье;
ние семейных традиций;
как к уникальной личности.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного
взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
емей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их
образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их
взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
дагога на работу с детьми и родителями.
Задачи в работе с родителями:

занятиям логопедической ритмикой.
Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях: обучающем и
информативном.
Формы работы с родителями:
обучения);
исле, на родительских
собраниях);
различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить
способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы).
педагогами работе;

3. Организационный раздел Программы дополнительного образования в группах
общеразвивающей направленности
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Требования к условиям реализации Программы включают требования к
психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым
условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной
среде. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие
личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах
социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического
и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и
положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе
их дополнительного профессионального образования; 2) консультативной поддержки
педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам
образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае
его организации); 3) организационно-методического сопровождения процесса
реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
3.1.1. Учебный план
Пояснительная записка.
Календарный учебный план программы дополнительного образования по
Логоритмике составлен на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №
273-ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг»;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. 3 28564);
Устав МАДОУ-ЦРР-детский сад № 199 «Созидание», утвержденный Распоряжением
Управления образования Администрации г. Екатеринбурга № 1442/46/36 от 14.08.2015 г.
Учебный план программы дополнительного образования по Логоритмике.
Учебный план программы дополнительного образования состоит из двух
периодов, на каждый из которых разрабатывается смета, заключается договор между
Исполнителем и Заказчиком ОУ. Учебный план отражает количество занятий в неделю,
в месяц, за период.
Дополнительное образование осуществляется для детей:
дети четвертого года жизни 15 минут 2 раза в неделю;
ей сформированы:
-4 года) – 7 человек (исходя из первоначального показателя);
-5 лет) – 7 человек (исходя из первоначального показателя);
Дневной регламент дополнительного образования: во второй половине дня в период
самостоятельной и совместной с педагогом деятельности (игры, минутка здоровья).
Предоставление дополнительного образования осуществляется без превышения
максимально допустимого объёма недельной образовательной нагрузки.
Учебный план 3-4 года (1 период обучения)
Хореография
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
(II младшая группа 3-4 года)
Дудочка

Про, то как рыжий кот у
бабушки живет
Кто и пес
Чудесное яблоко
Яблонька
Как растили капусту
Заяц в огороде
День рождения зайчика
Домик для воробья
Домик-теремок
Приближается зима
Мельник и Медведь
Медвежонок Мишутка
Серебряный ключик
Новогодняя елка
Снеговик
Новогодняя елка в лесу
Помогите птицам
Кукла Аня
ИТОГО количество занятий за
период
3.1.2. Объём образовательной нагрузки
Программа ориентирована на две возрастные ступени:
- младший дошкольный возраст - (для детей 3-4 лет);
- средний дошкольный возраст - (для детей 4- 5 лет);
В каждой возрастной группе предусмотрено дифференцированное усложнение
задач по формированию у детей познавательной и исследовательской
активности.
Занятия проводятся с сентября по май каждого учебного года, всего 9 месяцев в
год.
- младший возраст: 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год.
- средний возраст: 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год.
3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации
Программывключают:1)требования, определяемые в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами; 2) требования, определяемые в
соответствии с правилами пожарной безопасности; 3) требования к средствам обучения
и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития
детей; 4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебнометодический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами. Территория дошкольной образовательной организации по
периметру ограждена забором. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с
учетом климатических условий из расчета 50% площади территории, свободной от
застройки. Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг
от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны. Территория
дошкольного учреждения имеет наружное электрическое освещение. На территории
дошкольного учреждения выделены игровая и хозяйственная зоны. Дошкольное
образовательное учреждение располагагается в отдельно стоящем двухэтажном здании.

Имеются 4 групповых помещения, музыкально-спортивный зал, кабинет логопеда и
психолога. Внутренняя отделка помещений дошкольной образовательной организации
соответствуют требования СанПиН 2.4.1.3049-13. Оборудование основных помещений
соответствует росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и
используемой детской мебели для сидения и столов соответствует обязательным
требованиям, установленным техническими регламентами.
Естественное и искусственное освещение помещений МАДОУ соответствует
требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. Здание дошкольного учреждения оборудовано
системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к
отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и
сооружениях. Здание дошкольного образовательного учреждения оборудовано
системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией.
Здание дошкольной образовательной организации запроектировано и построено в
соответствие с требованиями пожарной безопасности. МАДОУ № 199 обеспечивает
выполнение требований федеральных законов о технических регламентах и нормативных
документов по пожарной безопасности.
3.3. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Методический кабинет и музыкально-физкультурный зал оборудованы в соответствии с
принципом необходимости и достаточности для реализации образовательного процесса, а также
обеспечения разнообразной двигательной
активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. В
образовательной деятельности используются спортивное оборудование и инвентарь,
музыкальные инструменты, музыкальный центр.
Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ создана система
информационного обеспечения, включающая компьютеры, объединенные в локальную
сеть, сканеры, принтеры, мультимедийный проектор, интерактивную доску. Созданы
собственные информационные ресурсы, сайт, имеются электронные каталоги по
определенным тематикам (музыка, краеведение, изобразительная деятельность и др.).
В качестве помещения для занятий по логопедической ритмике используется
музыкальный (физкультурный) зал дошкольного учреждения.
Технические средства для подготовки и проведения занятий: телевизор, видео-,
аудио-, CD- проигрыватели; фортепиано; детские музыкальные инструменты; шумовые
игрушки; кисточки; массажные и резиновые разноцветные мячики; природный игровой
материал (морские камушки, ракушки, палочки различной фактуры, орешки, каштаны,
желуди, сушеные листья, шишки); наборное полотно с тематическими комплектами;
кубики и таблицы с ритмосхемами; мягкие, резиновые игрушки.
Для реализации Программы имеется необходимое оборудование и методические и
дидактические материалы.
Музыкально-игровое оборудование в музыкальном зале
Наименование
Фортепиано
Музыкальный центр
Видеосистема, проектор
Аудивизуальные пособия с записями
классической музыки и детского музыкального
репертуара
Шапочки (овощи)
Бубен
Барабан
Бубенцы

Количество
1
1
1
6

25
12
2
22

Трещетка
Треугольник
Колокольчики
Дудочка
Саксофон
Металлофон 15 тонов
Ложки деревянные

10
10
20
5
2
5
25

3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
№
1

Наименование
Кабинет заведующего

2

Методический кабинет

3

Музыкальный (физкультурный)
зал

4

Групповые помещения

5

Коридор детского сада

Оснащение
Архив нормативно-правовой базы,
управленческая литература.
Библиотека методической и детской
литературы,
видеотека, фильмотека, подборка
обучающих
презентаций для педагогов и детей,
дидактические пособия для НОД
Проектор, экран, ноутбук, доска, принтер,
компьютер.
Синтезатор, музыкальный центр, детские
музыкальные инструменты, игры, игрушки,
Комплект «Детский оркестр» с набором
металлофонов, шумовых и ударных
инструментов, коллекция дисков с детскими
песнями, мультфильмами.
Гимнастические скамейки, спортинвентарь,
массажные дорожки, сенсорные мячи,
спортивный уголок, маты.
Для организации работы по развитию
звуковой
культуры речи в группах созданы Центры
развития речи, в которых организованы
разнообразные практические, наглядные,
методические материалы для решения всех
задач по развитию звуковой культуры речи.
Среди них:
• альбомы на разные звуки;
• предметные картинки;
• упражнения артикуляционной и
дыхательной
гимнастики с картинками;
• атрибуты для формирования правильной
воздушной струи, • картотеки чистоговорок,
скороговорок,
речевых игр, стихов-диалогов и др.
• разнообразные речевые игры
Выставки детских работ

3.5. Формы контроля и оценки результатов
В процессе реализации поставленных задач осуществляется педагогический
мониторинг. Периодичность мониторинга составляет 2 раза в год (сентябрь-май).
Форма мониторинга: педагогическое наблюдение.
Наиболее информативными прогностическими характеристиками являются:
состояние ритмического слуха, оптико-пространственного гнозиса и праксиса, уровень
понимания обращенной фразовой речи, коммуникативные возможности. Предложенные
показатели диагностики состояния неречевых и речевых функций позволяют достоверно
оценить динамику развития ребенка.
Ребенок:
повторяет за педагогом и отражает ритмичность движения в музыкально-образных играх
и гимнастике;
сосредоточивается на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимает
сущность заданий; общается в диалоге с педагогом;
знает последовательность движений, слов (даже если это повтор за педагогом) в каждом
конкретном задании и подчиняет этому свои движения;
умеет расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом;
произносит звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом;
знает и выполняет пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчиняет действия
музыкальному и речевому ритму.

ЛИТЕРАТУРА
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
2. Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы
предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое
пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
4. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников.
СПб.: Речь, 2007;
5. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и
лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным
параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских
работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2001;
7. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. –
Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
8. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр
физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного
возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
9. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е.
М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
10. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
11. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления
дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
12. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4
лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
13. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
14. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические
разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и
подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
15. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2000;
16. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
17. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими
специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
18. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие
для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005

Приложение 1.
Методические рекомендации
по проведению занятия по логопедической ритмике
Занятия по логопедической ритмике проводятся 2 раза в неделю и находятся в
тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия.
Увлекательный сюжетный ход, игровая форма занятий в сочетании с широким
использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении,
развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический
отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной
направленности, частая смена видов деятельности позволяет на протяжении всего
занятия поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению
ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями
действительности.
Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой,
задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с
программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
В самом начале занятия очень важен положительный эмоциональный настрой.
Для его создания эффективно включение эмоциональной мимической разминки, что
удобно организационно, либо со знакомой детям игры на слуховое, зрительное или тактильное
восприятие. Затем проводятся игрогимнастика, вокальное
музицирование или речедвигательные игры и упражнения, такие как: дыхательноартикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи.
В середину занятия целесообразно включать игры из более сложных категорий
– на развитие воображения, анализ и синтез, символизацию, музыкальное и
словесное творчество (креативный тренинг).
На следующем этапе занятия проводится инструментальное музицирование
или танцевально-ритмические упражнения. Для снятия мышечного и
эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, игровой
массаж и (или) пальчиковая гимнастика.
Задачей заключительного этапа является сохранение полученного
положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для
этого в конце занятия педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность
каждого из детей. Элементы эмоционально-волевого тренинга, игрогимнастики
могут использоваться на протяжении всего занятия.
Характеристика разделов занятия по логопедической ритмике
1. Музицирование - это выражение своего активного отношения к
музыкальному искусству в реальном звучании.
1.1. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в
рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями
человеческого голоса. В этот раздел вошли игры с голосовым аппаратом,
звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный
фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.
1.2. Инструментальное музицирование является основой формирования
ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их
заместителях. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами,
ритмодекламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знакам,
партитуре, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.
2. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие
координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают
дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между
выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.
2.1. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для

снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел
включает игры и игровые упражнения, выполняемые руками, а также с использованием
различных предметов в образно-игровой форме. Пальчиковая
гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации
движений рук и пальцев с речью.
2.2. Дыхательно-артикуляторный тренинг. Игры и игровые упражнения этого
раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования
неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательноартикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в
ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным
сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.
2.3. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития
просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной
выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на
состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.
Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике
объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так
как речь и музыка имеют единую интонационную природу (Б.М. Теплов, М Зееман)
3. Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития
чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво
выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе,
подвижные).
Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную
выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения – понятие
динамическое, следовательно, развиваема при «стороннем» воздействии.
3.1. Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы
мышц, регулировать мышечный тонус, а также включает необходимые игры и
упражнения для развития координации, пространственной ориентировки,
осознания схемы собственного тела.
3.2. Игроритмика – это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые
под музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую
направленность, сюжетный характер и завершенность.
При исполнении ритмических комплексов используются звуковые жесты тела
(хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопывания). Временная организация игр и
упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для
игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки,
камешки, ракушки, «радуги», кубики. 4. Эмоционально-волевой тренинг. Раздел включает игры
и игровые
упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение
основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя,
спокойствия).
Являясь недирективным видом деятельности, эмоционально-волевой тренинг
направлен, в первую очередь, на развитие сенситивных способностей (эмпатии,
коммуникативных навыков) и позитивной самооценки, путем вовлечения ребенка в
общую игровую деятельность.
Для коррекции «внутреннего образа», исправления ошибочного представления
о себе подбираются такие упражнения, при выполнении которых ребенок не боится
выражать любые свои чувства, не стесняется возражать, импровизирует и
взаимодействует с коллективом. Достижение эмоционального раскрепощения,
открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие
мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного
реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и

позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками
саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая
функции речи.
5. Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и
оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою
деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному
мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на
музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные
образы.
В раздел вошли задания на замещение предметов, создание музыкальноречевых сказок при помощи звучащих жестов, графических рисунков,
выразительных двигательных, вокальных и инструментальных импровизаций.
Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям
I этап – начальное обучение новым музыкальным движениям;
II этап – углубленное разучивание;
III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических
движений.
Обучение на первом этапе направлено на создание у детей общего
представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают
первичные сведения о характере музыки, о форме движений, соответствующих
данной музыке, прослушивают музыку. Основные действия педагога на первом этапе обучения
включают в себя:
- объяснение;
-выразительное исполнение танцевального движения педагогом, соответствующего
содержанию музыки.
На втором этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать
музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной
выразительности. Педагог должен постоянно наблюдать за выполнением детьми
движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки,
исправлять ошибки. В результате активной работы педагога и детей на втором этапе
обучения происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой.
Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка
является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки,
качества выполнения (точность, ритмичность, выразительность).
Третий этап обучения направлен на стабилизацию и совершенствование
движений во взаимосвязи с музыкой. Это достигается путем самостоятельного
выполнения движений, проведения движений под различную музыку. Степень
овладения движением под музыку должна быть доведена до прочного навыка.
Этапы разучивания упражнений:
1. Словесное объяснение педагога, затем показ упражнения педагогом под
музыкальное сопровождение.
2. Разучивание сложных движений («переменный шаг», «шаг польки»…) по частям
сначала под счет, затем под музыку.
3. Показ ребенка, освоившего это упражнение.
4. Закрепление упражнения всеми детьми на последующих занятиях.
5. Оценка выполнения упражнения детьми.
Этапы разучивания музыкальных игр:
1. Прослушивание музыки к игре;
2. Знакомство с содержанием, сюжетом и правилами игры.
2.1.Чередовать образный рассказ и слушание музыки к игре (в развернутой
сюжетной игре).
3. Непосредственное разучивание игры

3.1.Знакомство с основными движениями игры по показу воспитателя или, заранее
подготовленного, ребенка;
3.2.Акцентировать внимание детей на соответствие движения средствам
музыкальной выразительности.
4. Закрепление навыка самостоятельного исполнения движений на последующих занятиях.
5. Оценка выполнения движений детьми.
Этапы разучивания упражнений-композиций:
1. Слушание и анализ музыки к композиции.
2. Разучивание по частям в ходе подготовительных упражнений.
3. Соединение частей в единое целое.
4. Закрепление упражнений на последующих занятиях.
5. Самостоятельное исполнение детьми.
В процессе разучивания всех упражнений педагог неоднократно показывает
движение сам (иногда это делают дети, освоившие это упражнение); дает указание,
пояснения, делает замечания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».