Содержание 1. Пояснительная записка к планированию занятий в детской студии изобразительного искусства «Акварелька» с использованием нетрадиционных изобразительных техник. Цели. 2. Задачи реализации программы 2.1.Освоение технических навыков 2.2.Знакомство с различными изобразительными техниками 3. Организация творческо-изобразительного процесса 3.1. Комплектование групп 3.2. Организация занятий 3.3. Взаимодействие с родителями 4. Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности 4.1. Младшая группа 4.2. Младшая группа (2-й вариант) 4.3. Средняя группа 4.4. Старшая группа 4.5. Подготовительная группа Литература Приложение 1. Пояснительная записка к планированию занятий в детской студии изобразительного искусства «Цветик-семицветик» с использованием нетрадиционных изобразительных техник Занятия рисованием - одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит ребенку много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое - не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала - всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка. Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам - как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка. Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка. Цель данной программы - формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает: - формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его; - формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; - развитие творческих способностей в рисовании и лепке; - обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности; - развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма. В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. 2. Задачи программы Обучающие: > Формирование всесторонне развитой личности: - развитие коммуникативных качеств; - развитие воображения, как основы творческой деятельности; - развитие образной, ассоциативной памяти, внимания; - развитие речи; - формирование нестандартного мышления; - развитие координации и мелкой моторики; > Сохранение и укрепление психологического здоровья ребёнка. > Развитие изобразительных навыков и умений. > Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры. > Знакомство детей с различными видами изобразительной деятельности. > Знакомство детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними. Развивающие: > Развитие художественного вкуса, фантазию, изобретательность, пространственность, воображение. > Развитие «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение. > Развивать у детей творческую активность и инициативу. > Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами. Воспитательные: > Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. > Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире. > Формировать умение работать в коллективе. Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала. Рассчитана на детей с 3 до 7 лет. Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественно-эстетическое развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Творческий процесс предполагает наличие технических навыков и знакомство с различными изобразительными техниками. 2.1. Освоение технических навыков с 3 до 4 лет - правильно держать карандаш и кисть в руке тремя пальцами не слишком близко к концу; правильно обмакивать кисть в краску и промывать ее в воде; отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой; обучение правильным приемам закрашивания. с 4 до 5 лет - формирование осознанного умения менять положение карандаша или кисти при различных приемах рисования; обучать детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий; овладение навыком изменения направления движения руки при рисовании. с 5 до 6 лет - научить по-разному, держать карандаш и кисть при различных приемах рисования; учить использовать в рисунке линии разной интенсивности, что достигается регуляцией силы нажима на карандаш; отрабатывать ритмичность при повторности однородных движений. с 6 до 7 лет - освоение движений быстро изменяющих направление на противоположное; отработка навыка регуляции силы нажима на карандаш; учить передавать пропорциональное соотношение предметов на рисунке. 2.2. Знакомство с различными изобразительными техниками с 3 до 4 лет - Пальчиковая живопись, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, пластилинография, печать по трафарету. с 4 до 5 лет - Аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, пластилинография, печать по трафарету. с 5 до 6 лет - Аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, пластилинография, печать по трафарету, работа акварелью по- сырому, печать засушенными листьями, изонить. с 6 до 7 лет - Аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, пластилинография, печать по трафарету, работа акварелью по- сырому, печать засушенными листьями, изонить, флористика картины из перьев, круп, ниток и разного бросового материала. 3. Организация творческо-образовательного процесса 3.1. Комплектование групп Группы детей комплектуются с учетом желания родителей и, что немаловажно, детей. Ребенок сам осознает, хочет он заниматься изодеятельностью или нет. Сомневающиеся или нерешительные дети могут посетить одно-два занятия и принять решение. В группе обычно 8-10 человек. Формирование происходит с учетом, особенностей развития детей в изобразительной деятельности и психологических характеристик, присущих каждому возрасту. 3.2. Организация занятий Занятия проходят 1 раз в неделю. Длительность занятий зависит от возрастных особенностей детей. с 3 до 4 лет - 15-20минут с 4 до 5 лет - 20-25 минут с 5 до 6 лет - 25-30 минут с 6 до 7 лет - 30-35 минут Этого времени достаточно, чтобы дети настроились на изобразительную деятельность. Занятие включает в себя игровые и релаксационные приемы, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, упражнения для глаз, просмотр экспонатов, репродукций картин художников, слайдов и видеофильмов, слушание музыки. Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная. Вводная часть - каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональное настроение у детей, и объясняется новый материал. В основной части или практической дети выполняют задание, при необходимости детям дается совет и проводится индивидуальная работа. Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается. Учебно-наглядные пособия: - плакаты; - игрушки; - муляжи. Оборудование: - мольберт; - карандаши цветные; - фломастеры; - восковые мелки; - кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16; - гуашевые, акварельные краски; - баночка-непроливайка; - подставки для кисточек; - х/б салфетки для рук; - клеёнка. Работа строится на следующих принципах: > От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. > Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. > Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка. > Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество. 3.3. Взаимодействие с родителями Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей. Так как профессиональная деятельность любого педагога может быть по- настоящему результативна, лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Одна из главных задач: заинтересовать родителей перспективами развития детей, сделать их союзниками в своей работе. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальными и коллективными. Коллективная работа требует особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить родителя. В работе с родителями нужно учитывать: > разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом; > находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить от души детей; > уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения; > доступным языком доводить результаты диагностического отслеживания; > по возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу. Все родители и педагоги хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом хотели бы видеть личность. Интересную личность. А личность, это, прежде всего знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек. 4. Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности 4.1. МЛАДШАЯ ГРУППА Сентябрь 1. «Как мы , рисуем» (рисование карандашами) Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами: держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Материал: альбомные листы, наборы цветных карандашей (по количеству детей). 2. «Дорожки для цыплят» (рисование карандашами) Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать карандаш в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности. Материал: альбомные листы бумаги формата А4, цветные карандаши, картинки с изображение курицы и цыплят. 3. «Орехи для белочки» (рисование поролоновым тычком) Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами (коричневый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Материал: листы бумаги для рисования с изображением дерева и белочки на каждого ребёнка; поролоновые тампоны; игрушка-белочка; орехи; корзинка; баночки с водой, салфетки. 4. «Осенние листочки» (рисование кисточкой) Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; учить различать кленовые листья; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Материал: гуашь жёлтого и красного цветов; кисточки №4; альбомные листы бумаги для рисования на каждого ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами кленовых листьев (по количеству детей); кленовые листья; баночки-непроливайки; салфетки. Октябрь 1. «Дождик» (рисование фломастерами; дорисовывание деталей) Учить детей правильно держать в руке фломастер; учить рисовать фломастером - не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Материал: фломастеры синего или голубого цвета; листы бумаги с заготовками (по количеству детей), в верхней части листа нарисована синяя туча, а внизу горизонтальная линия - земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили за пределы нижней границы. 2. «Листья жёлтые летят» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) Учить детей рисовать листья, примакивая кисточку к листу бумаги; продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой. Материал: альбомные листы формата А4 с нарисованными деревьями (по количеству детей); жёлтая краска, кисточки №4, баночки с водой, тряпочки. 3. « По ровненькой дорожке» (рисование пальцами) Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжать знакомить детей с цветом (красный, синий, зелёный), закреплять названия цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Материал: демонстрационный лист с изображением двух домиков с красной и синей крышами, расположенных друг напротив друга (между домиками проведена дорожка карандашом и краской); полоски бумаги для рисования 1/2 листа по количеству детей; гуашь зелёного цвета, влажные салфетки для рук. 4. Тема: «Дорожка для автобуса» Формировать простейшие навыки рисования красками. Подводить детей к передаче преднамеренного изображения. Учить пользоваться краской гуашью, кистью. Вызвать у детей интерес и желание рисовать. 5. Тема: «Яблочки для ёжика» Вызвать у детей интерес к рисованию гуашью. Учить закрашивать поверхность бумаги (яблоко). Учить узнавать и называть красный цвет. Ноябрь 1. «Далматинец» (аппликация с использованием пластилина) Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. 2. «Веточка рябины» (рисование пальцами; дорисовывание деталей) Продолжать учить детей рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Материал: листы бумаги для рисования с изображением веточки рябины без ягод (по количеству детей); ветка рябины, рисунок - образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук. 3. «Спрячь картинку» (рисование карандашами или фломастерами) Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); правильно сидеть за столом; учить рисовать штрихи; развивать желание рисовать. Материал: цветные карандаши или фломастеры; листы бумаги для рисования формата А4 с нарисованными заготовками (картинками) по количеству детей. 4. «Первый снег» (рисование ватными палочками) Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. Материал: картон синего или голубого цвета формата А4 (по количеству детей), баночки непроливайки, салфетки. Декабрь 1. «Домик с забором» (рисование кисточкой) Учить проводить линии сверху вниз по ворсу; обмакивать кисть в краску по мере надобности; воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность. Материал: рисунок с изображением домика; длинный лист ватмана или обоев, кисточки, баночки с водой, подставки для кисточек, салфетки. 2. Тема: «Снежный ком» Учить детей рисовать предметы округлой формы «тычком». Учить узнавать и называть белый цвет. Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность. 3. «Ёлочка - зелёная иголочка» (рисование фломастерами) Упражнять детей в рисовании хвои штрихами, используя фломастеры; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми. Материал: хвойная веточка; лист ватмана, на котором нарисован ствол ёлочки; листы бумаги формата А4 (по количеству детей), фломастеры зелёного цвета. 4. «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла» (рисование пальцами; дорисовывание деталей) Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. Материал: альбомные листы бумаги для рисования с изображением ёлочки (по количеству детей); гуашь красного, синего, жёлтого цветов; влажные тряпочки, салфетки; дид. игра «Укрась ёлочку». Январь 1. «Зимний узор» (рисование восковыми карандашами) Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. Материал: цветной картон синего цвета ( по количеству детей); восковые карандаши белого цвета; образцы готового рисунка и несколько элементов узора. 2. «Снеговик» (рисование кисточкой) Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно. Материал: гуашь синего цвета; листы белой бумаги с нарисованным контуром снеговика (по количеству детей); рисунок-образец, баночки с водой, кисточки, салфетки. 3. «Покормим птичек» (рисование кисточкой) Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Материал: заготовка - кормушка, нарисованная на листе ватмана, аппликативное изображение птиц; гуашь чёрного цвета; кисточки, непроливайки, салфетки, семечки. 4. «Снеговик» (аппликация) Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Февраль 1. «Полосатые варежки» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета. Материал: заготовки - силуэты варежек, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей); гуашь 4х цветов; кисточки, непроливайки. 2. «Валентинки» (аппликация). Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка. 3. «Снежинка» (набрызг через трафарет) Познакомить детей с новым видом рисования-набрызгом. Учить работать с трафаретом, набирать краску на щетку и разбрызгивать по поверхности. Воспитывать интерес. 4. «Бусинки» (рисование фломастерами) Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать им, не делая сильного нажима; рисовать круги и заштриховывать их по кругу; закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое восприятие. Материал: фломастеры на каждого ребёнка; листы бумаги для рисования с заготовкой - нарисованной линией бус (по количеству детей); готовый рисунок-образец; нитка настоящих бус. Март 1. «Красивый цветок» (рисование ладошкой) Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Учить детей намазывать поверхность ладошки краской и оставлять отпечаток на листе бумаги. Закреплять названия цветов красный, желтый, синий. Воспитывать интерес. 2. «Сосульки повисли с крыши» Учить детей рисовать разные по длине линии (льдинки). Развивать у детей интерес к рисованию красками. Продолжать учить передавать образы явлений природы. Воспитывать аккуратность. 3. «Светит солнышко в окошко» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много». Материал: листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки с водой, салфетки. 4. «Ай, качи, качи, качи» (рисование кистью; дорисовывание деталей) Закреплять с детьми умение рисовать замкнутые линии, похожие на круги; учить вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирая краску на кисть; вызывать интерес к полученному результату. Материал: листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь жёлтого цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки-непроливайки, салфетки. Апрель 1. «Плывёт кораблик по весенним , ручейкам» (рисование кисточкой) Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию. Материал: листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик, таз с водой. 2. Тема: «Колёса для машинки». Учить детей закрашивать части рисунка, не выходить за пределы контура. Продолжать развивать у детей интерес к изобразительной деятельности 3. «Трава на лужайке» (рисование кистью) Упражнять детей в быстрых, ритмичных изобразительных действиях кистью; продолжать учить рисовать вертикальные линии (траву); воспитывать любовь к живой природе. Материал: листы бумаги для рисования (по количеству детей), гуашь зелёного цвета, кисточки, непроливайки. 4. «Деревья проснулись» (рисование кистью; дорисовывание деталей) Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. Материал: альбомные листы бумаги для рисования с изображением деревьев без листвы (по количеству детей); гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки под кисточки, непроливайки, салфетки. Май 1. «Бабочки» (рисование ладошками; дорисовывание деталей) Продолжать учить детей рисовать отпечатками ладошек; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. Материал: гуашь основных цветов, кисточки, подставки по кисточки, непроливайки, салфетки. 2. «Забавные зверюшки - полосатые игрушки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить прямые линии в разных направлениях (слева направо и сверху вниз), соблюдая движение кисти по ворсу; воспитывать у детей отзывчивость. Материал: силуэты лошадок, уточек, козликов и т.д., выполненных в стиле филимоновских игрушек; гуашь красного и чёрного цветов, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки. 3. «Цветочная поляна» (рисование ватными палочками) Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Материал: тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок - образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. 4. Тема: «Божьи коровки на лужайке» Упражнять детей в технике рисования пальчиками. Закреплять умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. 5. «Одуванчик» Упражнять детей в технике печатанья печатками. Учить рисовать цветок со стебельком и травкой. Закреплять приём примакивания. Развивать чувство композиции. 4.2. МЛАДШАЯ ГРУППА (2-й вариант) Сентябрь 1. Тема: «Мой любимый дождик» (рисование пальчиками) Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Материал: два листа светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины. Синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. 2. Тема: «Весёлые мухоморы» (1-е занятие) (рисование пальчиками) Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпки гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать. Материал: вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, иллюстрации мухоморов. 3. Тема: «Весёлые мухоморы» (2-е занятие) (рисование пальчиками) Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками). Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа) Материал: с предыдущего занятия + сухие листья 4. Тема: «Овощи и фрукты на тарелочке» (аппликация) Знакомить детей с предметами круглой формы. Учить приёмам наклеивания: намазывать клеем обратную сторону формы, брать его на кисть немного, работать на клеёнке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью. Материал: круги диаметром 15-18 см (тарелочка), изображения яблок, помидор, апельсин и т.д.) Октябрь 1. Тема: «Ягоды и яблочки» (оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги , разной величины) Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Материал: круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи. 2. Тема: «Моя любимая чашка» (оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками). Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья. Материал: вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды. 3. Тема: «Жёлтые листья летят» (рисование, используя приём примакивания) Учить правильно держать кисточку, снимать лишнюю краску о край баночки; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге. Учить узнавать и правильно называть жёлтый цвет. Развивать эстетическое восприятие. Материал: бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая. 4. Тема: «Мячи большие и маленькие» (аппликация) Учить приклеивать круги на полосу. Закрепить представления детей о разной величине предметов. Учить чередовать изображения разной величины. Упражнять в применении правильных приёмов наклеивания. Материал: мячи большие и маленькие, полоски белой бумаги. Круги из бумаги одного цвета, диаметром 3 см и 2 см. Ноябрь 1. Тема: «Птички клюют ягоды» (рисование пальчиками, оттиск пробкой) Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Материал: пол-листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц. 2. Тема: «Нарисуем воду в аквариуме с рыбками» (рисование гуашью по восковым мелкам) Упражнять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги путём нанесения размашистых мазков. Учить своевременно насыщать ворс кисти краской. Не допускать того, чтобы дети тёрли кистью по бумаге. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Материал: листы бумаги с изображением рыбок, нарисованных педагогом цветными восковыми мелками 3. Тема: «Солнышко лучистое, почему ты стало часто прятаться?» (оттиск печатками из картофеля) Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучик, применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие. Материал: индивидуальный лист с жёлтым кругом в середине, красная, жёлтая, оранжевая, малиновая гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка. 4. Тема: «Пирамидка» (аппликация) Учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей, располагать части в порядке уменьшения. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета. Материал: пирамидка, кружки разного цвета на разные столы. Декабрь 1. Тема: «Маленькой ёлочке холодно зимой» (рисование пальчиками, оттиск пробкой) Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку. Материал: тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. 2. Тема: «Мои рукавички» (оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками) Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Материал: вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавички, салфетка. 3. Тема: «Шарики или другие ёлочные игрушки для украшения ёлки» (рисование гуашью и кисточкой) Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостные воспоминания, связанные с новогодним праздником. Материал: листы бумаги, линиями сгиба поделённые на квадраты, краска гуашь разных цветов. 4. Тема: «Красивая салфеточка» (аппликация) Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а посередине сторон маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. Материал: белая бумага размером 15*15 см, кружки разные по величине, хорошо сочетающиеся по цвету, образцы. Февраль 1. Тема: «Моё любимое дерево» (сангина, уголь (по желанию) Закрепить умение рисовать деревья сангиной или углём. Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажатием на палочку сангины или угля (чтобы линия была видна хорошо, и чтобы мелок не сломался) Материал: листы, сангина, уголь, иллюстрации и эскизы. 2. Тема: «Цветочек для папы» (оттиск печатками из картофеля) Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Материал: открытка для папы: на лицевой стороне аппликация, на развороте - место для рисунка, печатки в форме цветов, гуашь разного цвета, кисти. 3. Тема: «Моё любимое животное из сказок» (тычок жёсткой полусухой кистью) Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Материал: ватман 4. Тема: «Красивый цветок в подарок маме» (аппликация) Учить детей составлять изображение по частям. Воспитывать стремление сделать красивую вещь для подарка. Развивать эстетическое восприятие. Материал: лепестки разного цвета и размера, палочка и листок зелёного цвета, бумага размером К альбомного листа любого мягкого тона. Январь 1. Тема: «Ёлочка пушистая, нарядная» (тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками) Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Материал: маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетка. 2. «Весёлый снеговик» (тычок жёсткой полусухой кистью) Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура Материал: вырезанный из бумаги снеговик серого или голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры, ватман, тонированный тёмным цветом. 3. «Прочный забор» (рисование гуашью кисточкой) Упражнять детей в рисовании прямых вертикальный линий. Побуждать их создавать изображения на основе игровой мотивации: нарисовать прочный красивый забор для зайчат или других игрушек, которые нуждаются в их помощи и защите Материал: половина листа плотной бумаги, разрезанного вдоль, краска гуашь, игрушки, ножницы для воспитателя. 4. «Снеговик» (аппликация) Закреплять знание о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая. Упражнять в аккуратном наклеивании. Материал: бумага голубого цвета размером С альбомного листа, 3 кружка разного диаметра, дополнительные детали. Март 1. «Мимоза для мамы» (рисование пальчиками) Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Материал: открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки 4*4. гуашь жёлтая в мисочках, клей, кисти. 2. «Солнышко» (рисование ладошками) Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Материал: лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом, гуашь алого, оранжевого, жёлтого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски. 3. «Божьи коровки на лужайке» (рисование пальчиками) Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) Материал: вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках. 4. «Красивый платочек» (аппликация) Учить составлять узор на листе бумаги квадратной формы, располагая в определённом порядке элементы узора. Развивать пространственные представления. Развивать чувство цвета, композиции, эстетическое восприятие. Воспитывать инициативу. Материал: квадрат размером 16*16 см, квадратики, треугольники сочетающихся между собой цветов. Несколько видов образцов. Апрель 1. «Жили у бабуси два весёлых гуся» (рисование ладошкой) Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. Материал: нарисованное заранее озеро, белая, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для рисования деталей. 2. «Волшебные картинки» (волшебный дождик) (рисование свечой) Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку - лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её. Материал: свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол-листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками. 3. «Компоты и варенье в баночках для игры в «Магазин» (Рисование гуашью) Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать. Материал: краски гуашь, вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера. 4. «Скворечник» (аппликация). Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов, развивать цветовое восприятие. Материал: тонированная бумага любого мягкого тона размером К альбомного листа, прямоугольник размером 8*13 см (стенка), прямоугольник размером 1,5*5 см (полочка), кружок диаметром 3 см (окошко), треугольник для крыши. Май 1. «Травка» (рисование ладошкой) Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. Материал: лист ватмана, тёмно- и светло-зелёная гуашь, кисти, салфетки. 2-3.Картина с красивыми голубыми цветами для украшения группы. Рисование гуашью, смешивание краски. Вызывать у детей интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков цветов. Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражняться в получении голубого цвета. Материал: лист ватмана, украшенный красивой рамкой, К альбомного листа на каждого ребёнка, палитра, белая и синяя краски гуашь, кисти. 4. «Цыплята на лугу» (аппликация) Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе, изображать предмет из нескольких частей. Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания. Материал: иллюстрации. Бумага зелёного цвета размером с альбомный лист, кружки диаметром 4 и 2 см, дополнительные детали. 4.3. СРЕДНЯЯ ГРУППА Сентябрь 1. «Подсолнухи» (рисование пальчиками) Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. 2. «Укрась платочек» (рисование пальчиками, оттиск пробкой) Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции и ритма 3. «Осеннее дерево» (оттиск печатками из ластика) Познакомить с приемами печати печатками. Упражнять в рисовании углем и сангиной. Материал: лист тонированной бумаги формата 4. По замыслу (различные) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Материал: все имеющиеся в наличии. Октябрь 1. «Мои игрушки» (оттиск пробкой, печатками, рисование пальчиками) Упражнять в рисовании предметов круглой формы (неваляшка, мяч). Закрепить умение украшать предметы, используя печатание в рисование пальчиками. Развивать чувство композиции 2. «Нарисуй воздушные шары и укрась их» (оттиск пробкой, печатками, рисо-вание пальчиками) Учить рисовать предметы овальной формы.закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Упражнять в украшении рисунков печатанием Материал: лист тонированной бумаги формата А4, гуашь в мисочках, кисти, воздушные шары удлиненной формы, листочки с нарисованными овалами для обведения, эскизы. 3. «Грибы в лукошке» (оттиск печатками, рисование пальчиками) Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Материал: лист тонированной бумаги формата А4, коричневая гуашь в мисочках, кисти муляжи грибов, кукла, белка, сумочка и корзинка для игровой ситуации, эскизы. 4. «Мы ррисуем, что хотим» (различные) Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Материал: все имеющиеся в наличии Ноябрь 1. «Мои любимые рыбки» (восковые мелки и акварель) Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие. 2. «Первый снег» (рисование пальчиками, оттиск печатками) Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции. 3. «Укрась шарфик» (печать по трафарету,, рисование пальчиками) Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. 4. «Мы рисуем, что хотим» (различные) Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках . Декабрь 1. «Зимний лес» (печать по трафарету, рисование пальчиками) Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. 2. «Два петушка ссорятся» (рисование ладошкой) Совершенствовать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество. 3. «По замыслу» (различные) Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках . 4. «Укрась елочку бусами» (рисование пальчиками, оттиск пробкой) Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма. Январь 1. «Елочные игрушки» (восковые мелки и акварель, оттиск пробкой) Упражнять в рисовании восковыми мелками елочные игрушки. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. 2. «Мой воспитатель» (черно-белый граттаж (готовый лист), черный маркер, сангина) Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. 3. «Снеговик» (комкание бумаги (скатывание) Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать воображение, творчество. 4. «По замыслу» Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Февраль 1. «Нарисуй какую хочешь чашку и укрась ее» (оттиск печатками, печать по трафарету) Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение - печать по трафарету, дополнительные - печатание печатками). Развивать чувство композиции и ритма. 2. «Кораблик в море» («Знакомая форма - новый образ»; черный маркер и акварель) Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение. 3. «Портрет» зимы. (восковые мелки, акварель, черный маркер) Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый) . Развивать воображение, цветовосприятие. 4. «По замыслу» (различные) Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Март 1. «Нарисуй и укрась вазу для цветов» («Знакомая форма - новый образ»; оттиск печатками) Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции. 2. «Открытка для мамы» (печать по трафарету, , рисование пальчиками) Совершенствовать навыки детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма. 3. «Весеннее солнышко» (рисование ладошками) Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую), кистью прямо на ладошке. 4. «По замыслу» (различные) Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Апрель 1. «Ракеты в космосе» (печать по трафарету) Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки. 2. «Цыплята» (комкание бумаги или обрывание) Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции. 3. «Укрась свитер» (тычок жесткой кистью, печатание печатками) Совершенствовать умение в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. 4. «По замыслу» (различные) Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Май (.«Одуванчики» (восковые мелки и акварель, печатание печатками) Закрепить умение детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции. 2. «Как я вырос за год» (автопортрет).Черно-белый граттаж (готовый лист), черный маркер, сангина Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). 3. «По замыслу» (различные) Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках . 4. «Итоговая выставка, рисунков за год» Продолжать учить рассматривать рисунки, поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившейся и непонравившейся работы 4.4. СТАРШАЯ ГРУППА Сентябрь 1. «Сказка про краску» Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. 2. Осенние деревья (рисунки из ладошек). Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. 3. Скатерть - самобранка Дать представление о натюрморте; учить рисовать овощи, фрукты разными изобразит материалами. Волшебные листья. 4. Печатание листьями Учить создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность. Нарисуй портрет на ложке Октябрь 1. Грибы в корзине (рисунок из ладошки). Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. 2. Разноцветные зонты (печать по трафарету) Познакомить с новым методом - печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма. Кто спрятался? 3. Рисунок из ладошки. Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию. 4. Монотопия. Учить детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой. Ноябрь 1. Ежик (тычок сухой кистью). Познакомить с новым методом - рисование тычком. Развивать внимание, воображение. 2. Волшебная веревочка Продолжать знакомить с приемом рисования веревочками. Передавать в рисунке силуэт человека в движении. 3. Дымковская игрушка ^оттиск печатками). Закрепить умения рисовать с помощью силуэта, украшать печатками. Развивать умения передавать колорит. 4. Дерево колдуньи (рисование + аппликация). Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Декабрь 1. «Как прекрасен этот мир» (рисование + аппликация). Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. 2. «Снежинки» (воздушные фломастеры). Учить детей с помощью трафарета снежинок делать набрызг из фломастеров развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. 3. «Елочка нарядная» (оттиск поролоном, рисование пальчиками). Учить рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы. 4. «Узоры на окне». Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. Январь 1. «Зимняя сказка» (рисование пальцами, печать по трафарету) Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. 2. «Сказочные цветы. Воздушные фломастеры». Продолжать учить рисовать воздушными фломастерами, развивать воображение. Закреплять навык рисования, используя трафареты цветов. 3. «Узоры на тарелочке» (оттиск печатками) Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. 4. «Сказочная Жар - птица» Познакомить с народными традициями в изображении птиц, научить рисовать предметы сложной формы от общего к деталям. Февраль 1. «Золотая , рыбка» (рисунок из ладошки) Вызвать интерес к изображению. Учить обводить пальцы руки, простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. 2. «Веселый гномик. Волшебные веревочки». Учить детей изображать фигуру человека, использовать прием рисования нитью. Развивать эстетическое восприятие, 3. «Волшебница-зима». Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию. 4. «Пингвины на льдине» (печать по трафарету) Познакомить с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить пользоваться поролоновыми тампонами, наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета. Март 1. «Превращение ладошки». Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. 2. «Открытка для мамы» (печать по трафарету + воздушные фломастеры) Учить рисовать различные цветы, использовать различные техники. Учить украшать цветами открытку. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. 3. «Семеновские матрешки» (оттиск печатками) Познакомить с семеновскими матрешками. Рассмотреть рисунок на фартуках. Развивать цветовосприятие. 4. «Ранняя весна». Учить рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Апрель 1. «Космический коллаж» (рисование + аппликация) Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. 2. «Ветка с первыми листьями» (оттиск печатками) Учить рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья. 3. «Аквариум» (рисунки из ладошек) Знакомство с художественными техниками. Продолжать учить детей обводить руку простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. 4. «Грачи прилетели» (печатка из ластика, рисование поролоном) Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей печатками из ластика изображать стаю птиц. Май 1. «Мой маленький друг» (техника тычка). Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. 2. «Цветы» (техника тычка) Продолжать учить рисовать тычками, распределять по всему рисунку точки. 3. «Одуванчики» (рисование веревочкой) Развивать зрительно-моторную координацию, совершенствовать эстетическое восприятие. Закрепить умения детей рисовать веревочкой. 4. «Бабочка» (предметная монотопия) Совершенствовать умение детей в технике предметной монотопией, учить детей соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление. 4.5. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Сентябрь 1. «Летний луг» (восковые мелки, акварель, печать по трафарету). Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данной технике. Воспитывать аккуратность. 2. «Укрась вазу для цветов» (печать (печатками, по трафарету). Закрепить составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма - новое содержание», для рисования формы вазы. 3. «Бабочки, которых я видел летом» (монотипия, обведение ладошки и кулака) Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. 4. По замыслу (различные) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Октябрь 1. «Ежики» (тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой) Закрепить умение пользоваться техникой «тычок смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ежика, тычками без предварительной прорисовки карандашом. 2. «Моя любимая Чашка» (оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность. 3. «Ветка, рябины» (рисование пальчиками) Учить рисовать на ветках ягодки (пальчиками) и листья (приманиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции 4. «Мы , рисуем, что хотим» (разные) Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Ноябрь 1. «Птички клюют ягоды» (рисование пальчиками, оттиск пробкой) Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность 2. «Мои любимые домашние животные» (тычок жесткой полусухой кистью) Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью - учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги 3. «Осенние листья» (первое занятие). Тиснение. Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. 4. «Осенний пейзаж» (второе занятие). Тычкование Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования - учить делать ежика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. Декабрь 1. «Маленькой елочке холодно зимой» (рисование пальчиками, оттиск печатками) Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать елочку (или закрепить навыки наклеивания, если используется аппликация). Воспитывать аккуратность . 2. «Мы ррисуем, что хотим» (разные) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках 3. «Мои рукавички» (Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками) Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность. 4. «Мы ррисуем, что хотим» (разные) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Январь 1. «Я в волшебном еловом лесу» (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету) Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках граттаж, печать поролоном по трафарету. 2. «Мы ррисуем, что хотим» (разные) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках 3. «Филин» (тычок жесткой полусухой кистью) Упражнять в технике рисовании тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. 4. «Мы рисуем, что хотим» (разные) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Февраль 1. «Я в подводном мире» (рисование ладошкой, восковые мелки +акварель) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках 2. «Мы рисуем, что хотим» (разные) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках 3. «Цветочек для папы» (оттиск печатками из картофеля (цветочек) Упражнять в печатании с помощью печаток. Закрепить умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции 4. «Мои любимые животные из сказок» (тычок жесткой полусухой кистью) Упражнять в технике рисовании тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Март 1. «Открытка для мамы» (рисование пальчиками) Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. 2. «Мы рисуем, что хотим» (разные) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. 3. «Солнышко» (рисование ладошками) Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки - лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. 4. «Божьи коровки на лужайке» (рисование пальчиками) Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность). Апрель 1. «Звездное небо» (набрызг, печать поролоном по трафарету) Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. 2. «Волшебные картинки» (волшебный дождик). Рисование свечой. Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку - лист с уже нанесенной свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее. 3. «Мы , рисуем, что хотим» (разные). Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Май 1. «Как я люблю одуванчики» (восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование) Совершенствовать умения данной в технике. Учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. 2. «Цветочек радуется солнышку» (печатание печатками из картофеля (в форме цветка) Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции 3. «Мы ррисуем, что хотим» (разные). Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Литература: 1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М: ТЦ «Сфера», 2000. - 80с. 2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. - Мн: ООО «Попурри», 2005. - 256с. 3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: «Академия развития», «Академия К°», 1998.256с. 4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 96с. 5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. - М: АСТ: Астрель, 2005. - 63с. 6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. - М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. - 63с. 7. ФионаУотт. Я умею рисовать. - М: ООО Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2003.- 96с. 8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.- М: ТЦ «Сфера», 2005. - 192с. 9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Москва, 2001. 10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М. Просвещение, 2006. - 192с. 11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. - 128с. 12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ «Сфера», 2004 - 128с. 13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. - М: «Лист», 1998. - 144с. 14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. - Мн: ООО «Попурри», 2005. - 144с. 15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. - М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. - 64с. 16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М: «Карапуз - Дидактика», 2006. 108с. 17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. - Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. - 128с. 18. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г. 19. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб.: КАРО, 2007. - 96с. 20. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. - Наб. Челны. 2007. - 80с. 21. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с. 22. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г. 23. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой. 24. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».