Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 176

Описание образовательной программы

Основная общеобразовательная программа образовательная программа дошкольного образованияМБДОУ - детский сад № 176 (далее Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образо- вания (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистра- ционный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).

Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

       Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

       Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

       Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

       Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

       Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера- ции» по вопросам воспитания обучающихся»

       Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Феде- рации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);

       Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г.

1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный 71847);

-     Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образователь- ным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Ми- нюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);

-     Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без- вредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021 года №2).

-                   Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года №28).


-                   «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образова- тельным программам дошкольного образования», приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373.

-                   Устав МБДОУ - детский сад 176.

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с обучающимися дошкольного учреждения и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста от 1,5 до 7(8) лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивиду- альных психологических и физиологических особенностей.

Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов де- ятельности.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодо- полняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть Программы соответствует Федеральной образовательной программой дошкольного образования (приказ Ми- нистерства                    просвещения                                 Российской                Федерации              от                             25            ноября                                 2022                             г.                                                            1028) https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлена парциальной модульной программой STEM-образование де- тей дошкольного и младшего школьного возраста: Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе позна- вательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.

Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:

           рабочая программа воспитания,

           режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,

           календарный план воспитательной работы.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы, которые отра- жают следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1)  предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2)  характер взаимодействия со взрослыми;

3)  характер взаимодействия с другими детьми;

4)  система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.

Содержательный раздел Программы включает описание:

      задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (со- циально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной програм-


мой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

      вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенно- стей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

      особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

      способов поддержки детской инициативы;

      особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;

      образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Организационный раздел Программы включает описание:

      психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;

      организации развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС);

      материально-техническое обеспечение Программы;

      обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.

Цели и задачи реализации Программы

Учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и пункта 14.1 раздела 2 ФОП ДО, целями Программы являются разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образователь- ных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей до- школьного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидатель- ный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, исто- рическая память и преемственность поколений, единство народов России.

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», направлена на формирование общей куль- туры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятель- ности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 14.2 ФОП ДО):

1)                   обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

2)        охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

3)        приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, пра- ва и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемствен- ность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опы-


та действий и поступков на основе осмысления ценностей;

4)        обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жи- тельства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоро- вья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

5)        создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

6)        объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценно- стей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

7)        формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, лич- ностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

8)        формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особен- ностям детей;

9)        обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопро- сах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

10)    обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;

11)    достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образователь- ных программ начального общего образования.

Принципы и подходы к формированию Программы

Образовательная программа реализует принципы подходы, в соответствии с п. 1.4 ФГОС ДО, п. 14.3 ФОП ДО):

1)                    полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2)        построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок стано- вится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3)        содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе – взрослые);

4)        признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

5)        поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

6)        сотрудничество ДОО с семьей;

7)        приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

8)        формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;Хочу такой сайт

9)        возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

10)         учет этнокультурной ситуации развития детей. Основные подходы к формированию Программы. Программа:

      сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного обра- зования;


      определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования;

      обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, инди- видуальных, психологических и физиологических особенностей;

      сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (базовые объем, содержание и планируе- мые результаты освоения Программы).

 

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи

(п. 26 ФОП ДО).

Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) раннего и дошкольного возрастов.

Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:

1)   информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной програм- ме, реализуемой в ДОО;

2)                 просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

3)                 способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

4)                 построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представите- лями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

5)                 вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) придерживается следующих принципов:

1)                 приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных пред- ставителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы фи- зического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;

2)                 открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и ро- дителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;

3)                 взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотруд- ничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;


4)                 индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым ме- роприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;

5)                 возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отноше- ний ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.

Согласно п. 26.5 ФОП ДО, деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:

 

Диагностико-аналитическое направление

Просветительское направление

Консультационное направление

-   получение и анализ данных о семье, её запросах в отноше- нии охраны здоровья и разви- тия ребёнка;

об уровне психолого- педагогической компетентно- сти родителей (законных пред- ставителей);

-   планирование работы с семь- ей с учётом результатов прове- денного анализа;

-   согласование воспитательных задач

Просвещение родителей (законных представителей) по во- просам:

-   особенностей психофизиологического и психического раз- вития детей младенческого, раннего и дошкольного возрас- тов;

-    выбора эффективных методов обучения и воспитания де- тей определенного возраста;

-    ознакомление с актуальной информацией о государствен- ной политике в области ДО, включая информирование о ме- рах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;

-   информирование об особенностях реализуемой в ДОО об- разовательной программы;

-  условиях пребывания ребёнка в группе ДОО;

-  содержании и методах образовательной работы с детьми;

Консультирование родителей (законных предста- вителей) по вопросам:

-  их взаимодействия с ребёнком,

-    преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;

-     особенностей поведения и взаимодействия ре- бёнка со сверстниками и педагогом;

-  возникающих проблемных ситуациях;

-   способам воспитания и построения продуктивно- го взаимодействия с детьми младенческого, ран- него и дошкольного возрастов;

-    способам организации и участия в детских дея- тельностях, образовательном процессе и т.д.

Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициа- тив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных про- ектов ДОО совместно с семьей.

Особое внимание в просветительской деятельности ДОО уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представите- лей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.

Реализация данной темы осуществляется в процессе следующих направлений просветительской деятельности:

1)  информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режи- ма дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;


2)                 своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилак- тических прививок и по эпидемическим показаниям;

3)                 информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;

4)                 знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО;

5)                 информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольно- го использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и об- щения и другое).

Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей повышается за счет привлечения к тематическим встречам профильных специалистов (медиков, нейропсихологов, физиологов, IT-специалистов и других).

Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):

Направление

Формы работы

Диагностико- аналитическое

направление

опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (закон- ными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

Просветительское и консультацион- ное направления

групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консуль- тации, педагогические гостиные, родительские клубы;

информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газе- ты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных предста- вителей);

сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет;

медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей.

Досуговая форма - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.

Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность применяются специально разработанные (подобран- ные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ДОО. Материалы сопровождаются подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребёнком (с учётом возрастных особенностей). Активно используется воспитательный потен- циал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.

Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (закон- ных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходя- щие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирова- ние по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые


могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной про- граммы.

Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в за- висимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит педагогам ДОО уста- навливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую дея- тельность и достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 176 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 706699936057990200889301522920754506789801582811 Директор/Заведующий Белоусова Елена Бердиновна Дата подписания документа 22.11.2024 11:17:04 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».