Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 176
Описание образовательной программы
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образованияМБДОУ - детский сад № 176 (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образо- вания (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистра- ционный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
– Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
– Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
– Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера- ции» по вопросам воспитания обучающихся»
– Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Феде- рации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
– Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г.
№ 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образователь- ным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Ми- нюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
- Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без- вредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021 года №2).
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года №28).
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образова- тельным программам дошкольного образования», приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373.
- Устав МБДОУ - детский сад № 176.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с обучающимися дошкольного учреждения и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста от 1,5 до 7(8) лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивиду- альных психологических и физиологических особенностей.
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов де- ятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодо- полняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует Федеральной образовательной программой дошкольного образования (приказ Ми- нистерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028) https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлена парциальной модульной программой STEM-образование де- тей дошкольного и младшего школьного возраста: Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе позна- вательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
– рабочая программа воспитания,
– режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
– календарный план воспитательной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы, которые отра- жают следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает описание:
– задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (со- циально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной програм-
мой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
– вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенно- стей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
– способов поддержки детской инициативы;
– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
– образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание:
– психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;
– организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
– материально-техническое обеспечение Программы;
– обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.
Цели и задачи реализации Программы
Учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и пункта 14.1 раздела 2 ФОП ДО, целями Программы являются разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образователь- ных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей до- школьного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидатель- ный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, исто- рическая память и преемственность поколений, единство народов России.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», направлена на формирование общей куль- туры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятель- ности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 14.2 ФОП ДО):
1) обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
3) приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, пра- ва и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемствен- ность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опы-
та действий и поступков на основе осмысления ценностей;
4) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жи- тельства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоро- вья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценно- стей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
7) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, лич- ностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особен- ностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопро- сах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10) обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
11) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образователь- ных программ начального общего образования.
Принципы и подходы к формированию Программы
Образовательная программа реализует принципы подходы, в соответствии с п. 1.4 ФГОС ДО, п. 14.3 ФОП ДО):
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок стано- вится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе – взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учет этнокультурной ситуации развития детей. Основные подходы к формированию Программы. Программа:
– сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного обра- зования;
– определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования;
– обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, инди- видуальных, психологических и физиологических особенностей;
– сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (базовые объем, содержание и планируе- мые результаты освоения Программы).
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи
(п. 26 ФОП ДО).
Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) раннего и дошкольного возрастов.
Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной програм- ме, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представите- лями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) придерживается следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных пред- ставителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы фи- зического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и ро- дителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотруд- ничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым ме- роприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отноше- ний ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Согласно п. 26.5 ФОП ДО, деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
Диагностико-аналитическое направление |
Просветительское направление |
Консультационное направление |
- получение и анализ данных о семье, её запросах в отноше- нии охраны здоровья и разви- тия ребёнка; об уровне психолого- педагогической компетентно- сти родителей (законных пред- ставителей); - планирование работы с семь- ей с учётом результатов прове- денного анализа; - согласование воспитательных задач |
Просвещение родителей (законных представителей) по во- просам: - особенностей психофизиологического и психического раз- вития детей младенческого, раннего и дошкольного возрас- тов; - выбора эффективных методов обучения и воспитания де- тей определенного возраста; - ознакомление с актуальной информацией о государствен- ной политике в области ДО, включая информирование о ме- рах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; - информирование об особенностях реализуемой в ДОО об- разовательной программы; - условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; - содержании и методах образовательной работы с детьми; |
Консультирование родителей (законных предста- вителей) по вопросам: - их взаимодействия с ребёнком, - преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; - особенностей поведения и взаимодействия ре- бёнка со сверстниками и педагогом; - возникающих проблемных ситуациях; - способам воспитания и построения продуктивно- го взаимодействия с детьми младенческого, ран- него и дошкольного возрастов; - способам организации и участия в детских дея- тельностях, образовательном процессе и т.д. |
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициа- тив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных про- ектов ДОО совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представите- лей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.
Реализация данной темы осуществляется в процессе следующих направлений просветительской деятельности:
1) информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режи- ма дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;
2) своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилак- тических прививок и по эпидемическим показаниям;
3) информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
4) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО;
5) информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольно- го использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и об- щения и другое).
Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей повышается за счет привлечения к тематическим встречам профильных специалистов (медиков, нейропсихологов, физиологов, IT-специалистов и других).
Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):
Направление |
Формы работы |
Диагностико- аналитическое направление |
опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (закон- ными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей |
Просветительское и консультацион- ное направления |
групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консуль- тации, педагогические гостиные, родительские клубы; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газе- ты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных предста- вителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Досуговая форма - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое. |
Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность применяются специально разработанные (подобран- ные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ДОО. Материалы сопровождаются подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребёнком (с учётом возрастных особенностей). Активно используется воспитательный потен- циал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (закон- ных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходя- щие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирова- ние по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые
могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной про- граммы.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в за- висимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит педагогам ДОО уста- навливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую дея- тельность и достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.